Шотокан является самым массовым стилем каратэ-до не только в Японии, но и во всем мире. Наряду с Вадо-рю, Годзю-рю и Сито-рю он относится к старейшим стилям каратэ.

 

Слово «Шотокан» в дословном переводе с японского означает «Дом Шото». Шото (яп. Шум сосен) - это литературный псевдоним Гитина Фунакоши, основателя стиля. В городе Сюри (сейчас - район города Наха в префектуре Окинава) у мастера Фунакоши была своя школа Шото Гакко, где он преподавал каратэ. В 1936 году данная школа получила официальное наименование Шотокан, под которым работает до сих пор. 

Гичин Фунакоши

Фунакоши Гичин заслуженно считается одной из самых больших легенд мира каратэ. Так потому, что именно этот человек сумел распространить данный вид единоборства на всю Японию, откуда оно уже покорило мир. Гичин считается родоначальником японского каратэ, а также основателем стиля Сётокан каратэ-до.

Родился Фунакоши 24 апреля 1868 года в районе Ямакава-Сё (сейчас Iwai) города Сюри. Мальчик был отпрыском благородной семьи из сословия сидзоку (окинавский аналог японских самураев). Его отец и дядя считались первоклассными мастерами Бо-Дзюцу, о чем позже сам Гичин Фунакоши написал в своей книге «Каратэ-до: мой способ жизни».

Примечательно, что в детстве Гичин отличался довольно слабым здоровьем и невысоким уровнем физического развития. По этой причине его постоянно преследовали неудачи в популярной тогда окинавской борьбе Те-Гуми. Тотэ (каратэ на местном наречии) Гичин Фунакоши начал заниматься по совету доктора, лечившего его, с целью укрепления здоровья и физического развития. Таким образом, в 1879 году Фунакоши начал постоянно тренироваться под руководством Азато, одного из величайших мастеров Сёрин-рю. Ему тогда было 11 лет.

Занятия продвигались с большим успехом. В 1885 году Фунакоши перешел на обучение в школу Шихана Гакко. Достигнув восемнадцатилетия, в 1886 году Гичин занял пост заместителя преподавателя в Нахе, Джинджо Шогакко, а в 1888 он стал уже профессиональным школьным учителем. В 90-м году его перевели в Наху, где Фунакоши продолжил тренироваться, занимаясь с Киюна, Тооно и Нингаку. 

В 1902 году на Окинаве каратэ вводят в учебную программу одной из средних школ и педагогического училища как самостоятельную дисциплину. Именно тогда Фунакоши было позволено набрать первые классы учеников, занимающихся каратэ. Примерно в это же время началась популяризация каратэ как спорта, и хоть и Фунакоши принимал участие в разработке теории спортивного каратэ, он всегда оставался противником его развития.

С 1905 года он периодически, а потом и регулярно организовывает на Окинаве свои показательные выступления, являясь самым активным популяризатором единоборства. Стоит отметить, что к этому времени Фунакоши Гичин уже успел стать признанным в Японии мастером Тэ. 

1911-1912 годы характеризуются началом известности каратэ во всей Японии. Этому поспособствовало проникновение эффективного боевого искусства в императорскую армию и на военный флот. Фунакоши Гичин в это время вместе с Мабуни, Исикава, Огусуку, Тукусума, Яхику и другими мастерами активно демонстрировали свое высокое мастерство в лучших залах Окинавы, а также обучает каратэ военно-морских офицеров по просьбе адмирала Дэвы.

В 1914 году Фунакоши написал большую статью «Воинская техника Окинавы», в которой обосновал пользу каратэ в армии и на флоте. В 1918 году вместе с рядом других местных мастеров Фунакоши учредил Каратэ-дзютсу Кэнкюкай или «Общество исследования каратэ-дзютсу».

В последующий период мастер активно продвигает свое боевое искусство, постоянно создавая новые секции и обучая все больше людей каратэ. Популярность единоборства росла настолько быстро, что уже в 1926 году Токийский Университет открыл свои первый клуб Каратэ-дзютсу.

Само слово «каратэ» в современном виде также появилось с подачи Фунакоши Гичина в 1933 году. В старом варианте написания использовался китайский иероглиф, тогда как окончательная редакция стала полностью японской. В 1935 году также Гичином Фунакоши был введен иероглиф «До» (путь), как завершение идеи сюге (высшая дисциплина), проповедуемой на Окинаве.

В 1936 году был открыт первый спортивный зал каратэ-до под названием «Сётокан». В этом зале работали самые достойные бойцы, собранные по всей Японии. Так повелось, что все состязания по данному виду боевого искусства проводились в этом зале, из-за чего со временем и данное направление получило обобщенное название «Сётокан».

Гитин Фунакоси (Gichin Funakoshi) Гитин Фунакоси (Gichin Funakoshi)

Все последующие годы своей жизни Фунакоши и его последователи активно работали над унификацией ката и методов обучения каратэ-до. Также они за несколько лет фактически завершили формирование направления как зрелищного и увлекательного вида спорта – популярного во всем мире каратэ-до.

Фунакоши Гичин умер в Токио в апреле 1957 года, прожив 88 лет. После себя этот человек оставил целое боевое искусство, массу учеников, а также книги, которые и сейчас являются большой ценностью для любого мастера каратэ-до.

Символика Шотокан

У каждого стиля каратэ есть своя символика, главными элементами которой являются эмблема и тотемный знак.

 

Эмблема стиля Шотокан

 

Красный круг, символизирующий солнце, охваченный белым полумесяцем, представляет собой эмблему стиля и означает единство двух противоположных начал мироздания – ЯН и ИНЬ – Солнца и Луны.

 

Тотемный знак Шотокан

 

Тотемный знак Шотокан – стилизованное обозначение тигра с поднятой передней лапой и иероглифом «кё» (яп. учение) над задней лапой.

Принципы Шотокан

Стиль Шотокан построен на «триадах», то есть триединствах принципов:

Физическая триада состоит из Кихон (базовая техника), Кумитэ (спарринг) и Ката (приемы против воображаемого противника) и требует самоотверженной тренировки и постоянного совершенствования техники.

Моральная триада включает в себя принципы справедливости, пощады и сострадания.

И, наконец, этическая триада построена на понятиях долга, чести и верности.

Если сложить вместе все девять элементов триад (число 9 - символ совершенства), то в результате занятий получится всесторонне развитая личность. Именно это было положено Фунакоши в основу стиля Шотокан. По словам Фунакоши, главной целью каратэ является не победа над противником, а совершенствование характеров занимающихся.

Особенности техники Шотокан

В основе стиля лежит окинавская техника Сюри-тэ, которую Фунакоши изучал у мастеров Адзато и Итосу. Для этой техники были характерны изощренные приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне. 

Впоследствии Фунакоши и его ученики дополнили эту технику новыми элементами, такими как удары ногами на верхнем уровне, а бой стал вестись преимущественно на средней дистанции. Также была разработана система спортивного поединка. Другими словами, произошла универсализация стиля Шотокан. 

На сегодняшний день он включает в себя как старые приемы Окинавы, так и современные приемы спортивного раздела каратэ-до.

С точки зрения техники исполнения Шотокан полностью соответствует канонам Шаолиня: обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в каратэ Итосу Мацумуры, они же стали обязательными и в Шотокан. Так в современном Шотокан сохранились традиции старошаолиньского Цюань-фа.

Согласно принципам техники Шотокан, в каждом действии должны присутствовать:

— правильное дыхание, что помогает активизировать циркуляцию Ки (жизненной силы, энергии);

— своевременность действия;

— контроль движения ударной конечности, т.е. четкое окончание приема;

— развитие максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока.

Для Шотокан характерна обширная программа обучения: необходимо изучить более 20 ката. В этом прослеживается влияние северошаолиньской традиции, где практика ката (кит. тао) составляет основу тренинга. Особенно серьезное внимание уделяется:

— выработке жесткого баланса и общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;

— вращательным "щелчковым" движением бедер в горизонтальной плоскости в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках:

— своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (при возвратном движении) или резкой остановкой. Благодаря этому возникает импульс от удара или блока - своеобразная «ударная волна», которая распространяется вглубь поражаемой поверхности.

Формирование психофизических характеристик каратэка (человека, занимающегося каратэ) идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Жесткая самодисциплина и большой объем физических нагрузок призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.

"Целью древнего боевого искусства Окинавы было умение нанести решающее поражение противнику одним ударом руки или ноги. Но испокон веков старые мастера придавали большее значение духовной стороне этого искусства, а не голой технике исполнения приемов. Тренировка каратэка предполагает работу тела и духа и к тому же должное уважение к сопернику. Нам недостаточно сражаться на полную мощь, главное делать это во имя справедливости".

Масатоши Накаяма, 9 дан Шотокан каратэ-до  

Итак, стиль Шотокан выделяется преимущественно линейным приложением силы (кратчайший путь к цели – прямая). Это резко контрастирует, например, с Годзю-рю или стилями китайского Цюань-фа, изобилующими круговыми движениями. 

К другим узнаваемым элементам стиля относятся :

  • Низкие, широкие и прочные стойки;
  • Динамичные и четкие переходы;
  • Удары от бедра;
  • Мощные, энергичные и экономные движения;
  • Богатая и сложная техника рук;
  • Жёсткие блоки;
  • Удары ногами всех уровнях;
  • Продуманная бросковая техника.